Как
покупать в интернете безопасно
Интернет
в наши дни предоставляет потребителям огромный выбор товаров и услуг. Как не
ошибиться с выбором? Как не разочароваться в сделанном выборе, и, что еще
страшнее, не стать жертвой мошенников?!
В
последнее время потребители сталкиваются с обманом со стороны продавцов. В
посылке с долгожданным заказом вместо ожидаемых косметических средств,
например, или инструментов лежат мешочки с песком или скомканная бумага с
камнями. Часто в посылке оказываются совершенно иные товары, плохого качества,
меньшей стоимости.
Открываем
браузер и сразу видим много пестрых и привлекательных баннеров, низкие цены,
яркие фотографии! Но! К любой покупке необходимо подойти ответственно! За
совершенную в интернете покупку потребитель платит реальными деньгами!
В
погоне за низкой ценой или уникальностью мы зачастую пренебрегаем элементарными
правилами безопасности, не изучаем историю работы интернет-магазина, не читаем
отзывы и описание товара.
Даже
если на просторах сети Интернет вы нашли «тот самый» товар по привлекательной
цене, убедитесь, что продавец благонадежен, что покупка и ваши потребительские
права защищены.
Возьмите за правило
выполнение нескольких пунктов:
1
– внимательно изучите сайт или страничку продавца.
Убедитесь, что продавец
предоставил свои контакты и данные. (Отсутствие указания фактического адреса и
данных продавца потенциально проблематичны, поскольку в случае необходимости
направления претензии могут возникнуть трудности)
Всегда изучайте отзывы
покупателей. Чем больше – тем лучше!
Бывает, что количество положительных отзывов накручивают искусственно, поэтому
есть смысл поискать отзывы о продавце на сторонних сайтах, в том числе на
различных «отзывиках».
2
– внимательно прочитайте описание товара. Убедитесь, что Вам предоставлена
исчерпывающая информация о товаре!
Согласно ст 10. Закона
РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Информация о
товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование
технического регламента или иное установленное законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном
подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных
потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о
составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления
продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о
наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением
генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание
указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых
процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения
продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и
месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения
о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
- цену в рублях и
условия приобретения товаров, в том числе при оплате товаров через определенное
время после их передачи (выполнения) потребителю, полную сумму, подлежащую
выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок,
если он установлен;
- правила и условия
эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об
энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии
такой информации определено в соответствии с законодательством об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок
годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по
истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких
действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для
жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для
использования по назначению;
- адрес (место
нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя,
продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера;
- информацию об
обязательном подтверждении соответствия товаров:
Если на товары (работы,
услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные
требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей
среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие
товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке,
предусмотренном законом.
- информацию о правилах
продажи товаров;
- указание на
конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и
информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
Если приобретаемый
потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток
(недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3
– сравните цену и основные характеристики, внимательно изучите представленные
продавцом фотографии товара.
Это очень важный пункт!
Однозначно: низкая цена должна настораживать!
Имеет смысл сравнить цены на аналогичный товар у других продавцов.
Не стесняйтесь написать
продавцу и узнать о цене, размерах/габаритах, цвете, иных характеристиках! Зачастую цветопередача мониторов искажает
реальный цвет, точно так же, как и размеры изделия, представленного на фото могут
казаться отличными от реальных.
Внимательно изучите
представленные фото и, если есть возможность, сравните с фотографиями
производителя. Это позволит понять оригинальный ли вам предлагается товар.
4
– будьте бдительны! Не сообщайте данные своих карт посторонним!
Порядок
дистанционной продажи товаров определяется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992
г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Договор розничной купли-продажи может
быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием
товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи
(телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими
возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом
товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара)
способами.
Потребителю
в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация
о товаре, предусмотренная Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите
прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара.
Так
же ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав
потребителей» определяет порядок возврата товара.
Потребитель
вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи
товара - в течение семи дней.
В
случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества
не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель
вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат
товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид,
потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия
покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего
факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие
доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель
не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего
индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть
использован исключительно приобретающим его потребителем.
При
отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму,
уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на
доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней
со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Последствия
продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара
установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона РФ от 7
февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Юрисконсульт филиала ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Чувашской Республике - Чувашии
в г. «Новочебоксарске». К.А. Хораськин
Роль жиров в организме
человека
Одним
из самых важных компонентов живой клетки является жир. Этот концентрат энергии
и жизненной силы организма помогает пережить сложные времена и неблагоприятные
природные условия.
Жиры для нашего
организма являются источником энергии. При сгорании один грамм жира «отдает» 9
ккал. Но не только! Жир является своего рода «строительным» материалом для
построения и обновления клеток и тканей. Жиры различаются как по происхождению
(животные и растительные), так и по содержанию жирных кислот (насыщенные,
ненасыщенные, в том числе моно- и полиненасыщенные). Зачем он нужен, этот жир?
Достаточное количество жирных кислот, поступающих с пищей в наш организм, нужно
для поддержания баланса гормональных, обменных, клеточных и других
биологических процессов. Так, фосфолипиды препятствуют сильному оседанию
холестерина на стенках сосудов, витамин А полезен для зрения и роста, витамин D
отвечает за фосфорнокальциевый обмен, а витамин Е — прекрасный антиоксидант.
Оптимальное количество жиров в составе продуктов питания необходимо и для
липидного обмена, выработки клеточных гормонов, стабильности клеточных мембран.
Большее содержание в липидном слое клеток полиненасыщенных жирных кислот,
особенно Омега-3, снижает свертываемость крови, препятствует образованию
тромбозов, способствует высокому уровню чувствительности клеток печени и мышц к
инсулину, способствует лучшему восприятию импульсов мышечными клетками сердца.
Сколько можно без вреда? Ваш рацион может считаться сбалансированным, если его
калорийность обеспечивается питательными веществами в следующих пропорциях.
Доля углеводов должна составлять 55-70% (в том числе 10% — «простых»
углеводов), доля белков — 10-15%, жиров — 20-30%. Как видите, на жиры приходится
примерно третья часть калорийности. В пересчете на 1 кг веса человека
нормальной комплекции это примерно 1 грамм жира. Следовательно, ваша дневная
норма жиров — 60-70 грамм. Старайтесь при их употреблении (включая
приготовление пищи) придерживаться принципа 50/50, то есть растительных и
животных жиров в течение дня вы должны употреблять поровну. Достичь этого
можно, зная содержание жира в продуктах. Например, 2 столовые ложки
растительного масла — это 30 грамм жира; в 20 граммах сливочного масла содержится
15 граммов жира, в 100 граммах 5-процентного творога или в 30 граммах сыра
жирностью 17% доля жира составит 5 граммов. В одном стакане молока или кефира
(жирностью 3,2%) будет содержаться около 8 граммов жира. В нежирной говядине
(весом примерно 80-90 граммов) доля жира составит 7 граммов, а в рыбе средней
жирности (порция в 140 граммов) — 5-10 граммов жира. Чего избегать? Особое
внимание сегодня уделяется трансжирам и пальмовому маслу, и их влиянию на
здоровье. Если говорить о пальмовом масле, то само по себе оно невредно, и даже
содержит витамин Е. Опасные для здоровья свойства оно начинает приобретать,
если в продуктах (особенно в кондитерских изделиях из магазинов) присутствуют
низкокачественные фракции этого масла. Большую опасность могут представлять
трансжиры — промышленно переработанные в твердый маргарин растительные масла.
Именно эти жиры наиболее вредны для здоровья, поскольку их потребление
провоцирует ожирение, развитие атеросклероза, сахарного диабета, воспалительных
процессов в суставах. Много таких жиров содержится в кондитерских изделиях, а
также в продуктах, которые готовятся во фритюре — в чипсах, крекерах. Поэтому
от употребления таких продуктов лучше воздержаться, особенно тех, где вредные
жиры сочетаются с сахаром или солью. К мягким маргаринам-спрэдам лучше тоже
относиться с осторожностью, внимательно читая надписи на их упаковках и сведя
их потребление к минимуму.
Что выбрать? Как мы уже
говорили, ваш ежедневный рацион должен содержать жиры — растительные и животные
в равных пропорциях. Разнообразьте меню растительными маслами — подсолнечным,
оливковым, соевым, кукурузным, льняным. Они очень полезны для обменных
процессов, способствуют профилактике атеросклероза и даже обладают желчегонным
действием. Не исключайте животные жиры. По возможности обогатите свой рацион
рыбой. Ее потребление оптимально дважды в неделю, в том числе один раз в неделю
можно съесть и рыбу жирных сортов (лосось, палтус, скумбрия). Самое главное в
использовании жиров — это разумный подход к их выбору и употреблению. Только в
этом случае и растительные масла, и животные жиры принесут вашему организму не
вред, а пользу.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске» химик-эксперт медицинской организации Резцова И.А., химик-эксперт медицинской организации Николаева О.В. Здоровое питание школьника Школьный период является не менее важным в укреплении
здоровья и рисков, связанных с питанием. Специалисты часто выявляют проблемы в
питании детей школьного возраста (от 7 до 17 лет). Распространен дефицит витаминов (А, Е, С, В1, В2),
кальция и микроэлементов (железа, цинка, селена и йода). Это ведет к
значительной частоте возникновения у детей школьного возраста таких
алиментарно-зависимых состояний как железодефицитная анемия, задержка роста
(витамин А, цинк, йод), снижение способности к обучению (йод, железо, витамины
В1, В2, В6) и т.д. Дефицит йода на 30 % повышает риск развития
хронических заболеваний у школьников. Более того, в среднем, у каждого ребенка
с зобом отмечается снижение слуховой и зрительной памяти, ухудшение способности
к обучению, нарушение формирования личности. Не менее существенные последствия имеет дефицит
железа, который ведет к снижению умственной и физической работоспособности,
ухудшая тем самым способность детей к обучению. Недостаточное поступление с пищей
витаминов-антиоксидантов (Е, С, А, β-каротина), цинка и селена ведет к
нарушению антиоксидантного статуса организма, являющемуся одним из типовых
патогенетических механизмов развития или осложнений многих заболеваний и, в
частности, сахарного диабета, болезней кожи и суставов. Дефицит ряда витаминов (А, Е, С), цинка и селена
служат одной из причин снижения иммунного ответа, предопределяющего повышение
чувствительности школьников к различным инфекциям. Наблюдаются также частые нарушения работы
желудочно-кишечного тракта, связанные с характером и режимом питания детей.
Увеличивается количество хронических заболеваний пищеварительной системы. В
развитии этой группы заболеваемости важную роль играют нарушения в режиме
питания (связанные, в частности, с невозможностью получать горячее питание в
школе) и его качестве (включение в состав рационов специй, бульонов, колбасных
изделий недостаточно высокого качества, кулинарных жиров). Потребности в питании значительно изменяются в
зависимости от возраста, пола, условий жизни, вида деятельности школьника.
Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное поступление
полноценного белка. В рационах детей школьного возраста белки животного
происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка. В
зависимости от нагрузки, условий жизни ребенка это соотношение желательно
повышать до 60%, остальная часть покрывается за счет растительных белков
(бобовые, крупы). За счет белков покрывается 14% энергетической потребности
организма ребенка. Детям школьного возраста необходимы полноценные жиры —
сливочное, растительное масло, сыры, сметана. Жиры растительного происхождения
должны составлять до 20% от общего количества жира рациона. За счет жиров
удовлетворяется более 30% суточной энергетической потребности. В то же время
избыток жира и белка в питании может привести к заболеваниям почек, печени,
ожирению. Потребность в углеводах относительно выше, чем в
другие возрастные периоды, и зависит от возраста, состояния обменных процессов
и в значительной степени от умственной и физической нагрузки. В рационе
школьников углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров. Потребность в энергии у школьников также определяется
условиями жизни и обучения. Большие энергетические затраты отмечаются во время
занятий физкультурой, спортом, различными трудовыми процессами, интенсивной
умственной деятельностью. Особенно большие нагрузки испытывают дети,
обучающиеся в специализированных школах спортивного профиля, с математическим
уклоном. Режим питания следует по-прежнему сохранить по
прежнему расписанию, не менее 4-5 раз в день. При этом основная часть энергии и
пищевых веществ приходится на первую половину дня. В питании
детских организованных коллективов (в школьных столовых и т.д.) запрещено
использовать:
Детям не рекомендуются острые приправы (уксус, перец,
горчица) и копчености. В питании детских коллективов должна использоваться
только свежеприготовленная пища! Запрещено смешивать свежую пищу с остатками
блюд, изготовленных в более ранние сроки того же дня, а тем более накануне.
Врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске» Семенова Лина Владимировна Права потребителя В отношения,
возникающие между потребителем и продавцом (изготовителем, потребителем) мы
вступаем каждый день при покупке продовольственных товаров, пользуясь
медицинскими или образовательными услугами, услугами связи, заказывая товары
через Интернет. Даже рассматривая в магазине этикетку и имея намерение
приобрести данный товар, мы уже являемся потребителями и обладаем при этом
присущим потребителям правами. Важно знать о
своих правах, чтобы полноценно реализовывать их и уметь защищать. Закон РФ от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует потребительские
отношения, те права и обязанности, которые возникают между потребителем,
продавцом, исполнителем и прочими, предусматривает ответственность сторон и
механизмы защиты потребительских прав. Если отдельные
виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами
Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например: договор
участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и
имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор
энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной
специальными законами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей») Потребитель –
гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для
личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности. Важно
понимать, что для Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
потребителями не могут быть юридические лица или индивидуальные
предприниматели. Потребитель – гражданин приобретающий, использующий товары
либо услуги, либо имеющий намерение их приобрести, использовать именно для
личных (бытовых, семейных) нужд. Право на качество товара (работы, услуги) Право на
качество товара (работы, услуги) регулируется ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1
«О защите прав потребителей» и означает, что продавец (исполнитель) обязан
передать потребителю товар, оказать услугу или выполнить работу, качество
которой соответствует договору, либо соответствующую требованиям, предъявляемым
к такого рода товарам, работам, либо услугам, а также пригодную для целей, для
которых товар, работа, либо услуга обычно используется. В случае, если
потребитель при заключении договора поставил продавца исполнителя) в
известность о целях приобретения и намерении использования товара (оказания
услуги, выполнения работы), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю
товар (оказать услугу или выполнить работу) пригодный для использования в
соответствии с этими целями. Если товар
продается по образцу, описанию, продавец обязан передать потребителю товар,
соответствующий образцу.
Право на безопасность товара (работы, услуги)
Потребитель
имеет право на безопасность товара (работы, услуги), а именно право на то,
чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования,
которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и
здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда
имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в
установленном им порядке. Данное право регулируется статьей 7 Закона РФ от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Изготовитель
(исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (услуги, работы) на
протяжении всего установленного срока годности (службы) товара (услуги,
работы), если для безопасности товара (услуги, работы) необходимо соблюдение
условий или правил пользования, предусмотренных законом, об этом сообщается в
сопроводительной документации к товару (услуге, работе). Вред, причиненный
здоровью или имуществу потребителя, вследствие необеспечения безопасности
товара (услуги, работы) подлежит возмещению изготовителем (исполнителем). Если
изготовитель (исполнитель) не установил срок службы, он обязан обеспечить
безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара
(работы) потребителю. Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах
(работах услугах)
Закон предусматривает за потребителем
право на получение информации по широкому кругу вопросов, касающихся
изготовителя (исполнителя, продавца), а также товара (работы, услуги). В
соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите
прав потребителей» потребитель
вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об
изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им
товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной
форме обязательна к доведению до сведения потребителей при заключении договоров
купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами,
принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а
дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов
Российской Федерации. Основным назначением предоставления
информации о товаре (наименовании, изготовителе, гарантии, условиях
использования и т.д.) является возможность его компетентного выбора. Статья 10 Закона
РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что информация о товарах (работах, услугах) в
обязательном порядке должна содержать: - наименование
технического регламента или иное установленное законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном
подтверждении соответствия товара обозначение; - сведения об
основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении
продуктов питания сведения о составе - цену в
рублях и условия приобретения товаров; - правила и
условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); - информацию
об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о
наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; - срок службы
или срок годности товаров - адрес (место
нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя,
продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера; - информацию
об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в
пункте 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- информацию о
правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); - указание на
конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию
о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); - указание на
использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями
музыкальных произведений. Если
приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся
недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об
этом. Перечисленная
информация о товаре, работе, услуге может быть доведена до потребителя
посредством размещения в технической документации, сопутствующей товару, этикетках,
либо иными способами, принятыми для отдельных категорий товаров.
Статья 17 Закона
РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что защита прав
потребителей осуществляется судом, при этом потребители и (или) иные истцы по
искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты
государственной пошлины. Иски могут
быть предъявлены по выбору истца: - в суд по
месту нахождения организации либо ее филиала (если иск вытекает из деятельности
филиала или представительства. Если ответчиком является индивидуальный
предприниматель, то иск может быть предъявлен по месту жительства; - в суд по
месту жительства или пребывания истца; - в суд по
месту заключения договора; Иск может
содержать требования о взыскании неустойки, убытков, морального вреда,
понесенных расходов, возложении на ответчика обязанности устранить допущенное
нарушение, выполнить требование и прочем. Требования формируются, исходя из
нарушенных прав потребителя.
«Центр
гигиены и эпидемиологии в
Чувашской Республике - Чувашии в
г. «Новочебоксарске».
К.А. Хораськин
В отношения,
возникающие между потребителем и продавцом (изготовителем, потребителем) мы
вступаем каждый день при покупке продовольственных товаров, пользуясь
медицинскими или образовательными услугами, услугами связи, заказывая товары
через Интернет. Даже рассматривая в магазине этикетку и имея намерение
приобрести данный товар, мы уже являемся потребителями и обладаем при этом
присущим потребителям правами. Важно знать о
своих правах, чтобы полноценно реализовывать их и уметь защищать. Закон РФ от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует потребительские
отношения, те права и обязанности, которые возникают между потребителем,
продавцом, исполнителем и прочими, предусматривает ответственность сторон и
механизмы защиты потребительских прав. Если отдельные
виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами
Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например: договор
участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и
имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор
энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной
специальными законами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей») Потребитель –
гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для
личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности. Важно
понимать, что для Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
потребителями не могут быть юридические лица или индивидуальные
предприниматели. Потребитель – гражданин приобретающий, использующий товары
либо услуги, либо имеющий намерение их приобрести, использовать именно для
личных (бытовых, семейных) нужд. Право на качество товара (работы, услуги) Право на
качество товара (работы, услуги) регулируется ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1
«О защите прав потребителей» и означает, что продавец (исполнитель) обязан
передать потребителю товар, оказать услугу или выполнить работу, качество
которой соответствует договору, либо соответствующую требованиям, предъявляемым
к такого рода товарам, работам, либо услугам, а также пригодную для целей, для
которых товар, работа, либо услуга обычно используется. В случае, если
потребитель при заключении договора поставил продавца исполнителя) в
известность о целях приобретения и намерении использования товара (оказания
услуги, выполнения работы), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю
товар (оказать услугу или выполнить работу) пригодный для использования в
соответствии с этими целями. Если товар
продается по образцу, описанию, продавец обязан передать потребителю товар,
соответствующий образцу.
Право на безопасность товара (работы, услуги)
Потребитель
имеет право на безопасность товара (работы, услуги), а именно право на то,
чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования,
которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и
здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда
имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в
установленном им порядке. Данное право регулируется статьей 7 Закона РФ от
07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Изготовитель
(исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (услуги, работы) на
протяжении всего установленного срока годности (службы) товара (услуги,
работы), если для безопасности товара (услуги, работы) необходимо соблюдение
условий или правил пользования, предусмотренных законом, об этом сообщается в
сопроводительной документации к товару (услуге, работе). Вред, причиненный
здоровью или имуществу потребителя, вследствие необеспечения безопасности
товара (услуги, работы) подлежит возмещению изготовителем (исполнителем). Если
изготовитель (исполнитель) не установил срок службы, он обязан обеспечить
безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара
(работы) потребителю. Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах
(работах услугах)
Закон предусматривает за потребителем
право на получение информации по широкому кругу вопросов, касающихся
изготовителя (исполнителя, продавца), а также товара (работы, услуги). В
соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите
прав потребителей» потребитель
вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об
изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им
товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной
форме обязательна к доведению до сведения потребителей при заключении договоров
купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами,
принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а
дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов
Российской Федерации. Основным назначением предоставления
информации о товаре (наименовании, изготовителе, гарантии, условиях
использования и т.д.) является возможность его компетентного выбора. Статья 10 Закона
РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что информация о товарах (работах, услугах) в
обязательном порядке должна содержать: - наименование
технического регламента или иное установленное законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном
подтверждении соответствия товара обозначение; - сведения об
основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении
продуктов питания сведения о составе - цену в
рублях и условия приобретения товаров; - правила и
условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); - информацию
об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о
наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; - срок службы
или срок годности товаров - адрес (место
нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя,
продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера; - информацию
об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в
пункте 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- информацию о
правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); - указание на
конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию
о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); - указание на
использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями
музыкальных произведений. Если
приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся
недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об
этом. Перечисленная
информация о товаре, работе, услуге может быть доведена до потребителя
посредством размещения в технической документации, сопутствующей товару, этикетках,
либо иными способами, принятыми для отдельных категорий товаров.
Статья 17 Закона
РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что защита прав
потребителей осуществляется судом, при этом потребители и (или) иные истцы по
искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты
государственной пошлины. Иски могут
быть предъявлены по выбору истца: - в суд по
месту нахождения организации либо ее филиала (если иск вытекает из деятельности
филиала или представительства. Если ответчиком является индивидуальный
предприниматель, то иск может быть предъявлен по месту жительства; - в суд по
месту жительства или пребывания истца; - в суд по
месту заключения договора; Иск может
содержать требования о взыскании неустойки, убытков, морального вреда,
понесенных расходов, возложении на ответчика обязанности устранить допущенное
нарушение, выполнить требование и прочем. Требования формируются, исходя из
нарушенных прав потребителя.
«Центр
гигиены и эпидемиологии в
Чувашской Республике - Чувашии в
г. «Новочебоксарске».
К.А. Хораськин
Осторожно, пары ртути! Ртуть – вещество I класса опасности, тиоловый яд,
особенно вредны ее пары. Если термометр разбился в жилой комнате, то длительное
нахождение в помещение с такими концентрациями ртути в воздухе небезопасно для
здоровья. Основные симптомы при длительном воздействии даже при небольших
концентрациях: головная боль, повышенная возбудимость, снижение
работоспособности, расстройство сна, снижения памяти, апатия. Основные действия при разливе малого количества ртути: 1.
Открыть форточки, окна для доступа свежего воздуха; 2.
Удалить из помещения людей, в первую очередь детей; 3.
Ограничить доступ людей в помещение с целью уменьшения разноса паров
ртути по смежным комнатам на обуви; 4.
Собрать шарики ртути осторожно и тщательно с применением резиновых перчаток медицинской грушей, лейкопластырем или
скотчем в любую герметичную тару (например, стеклянная банка с водой и
полиэтиленовой крышкой). Необходимо при этом помнить, что сбор капель ртути и
осколков стекла надо осуществлять от периферии к центру помещения. Внимание! При сборе ни в коем случае: – не сметайте ртуть веником (прутья
только размельчат ядовитые шарики в мелкую ртутную пыль); – не собирайте ртуть пылесосом, так как
продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение жидкого металла, а сам пылесос
нужно нести на утилизацию. После завершения данной
работы надо провести демеркурезацию раствором «марганцовки» в кислой среде (растворить
кристаллы «марганцовки» в воде до образования
бурого раствора с добавлением 70 % уксусной кислоты) и 4-5 %
мыльно-содовым раствором (400 г мыла, 500 г соды
на 10 л воды). Эти операции необходимо поочередно повторять несколько
дней по 2-3раза в день. 5.
Утилизируйте ртуть. Банку с водой с собранной ртутью временно
можно разместить на балконе или в гараже, а затем сдать специалистам ЖКХ или в
специализированную организацию. Ни в коем случае не выбрасывайте разбитый градусник
и собранную ртуть в мусоропровод и не сливайте ртуть в канализацию. Это
приведет к новым, трудно удаляемым, загрязнениям. По вопросам измерений
концентраций паров ртути можно обратиться в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске». Врач-лаборант Андреева Е.П. |