Роспотребнадзор информирует

Роспотребнадзор информирует



Права потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг

Какие права есть у потребителей коммунальных услуг? Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги (работы) надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах (работах), об их исполнителе.

Какие права есть у потребителей коммунальных услуг? Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги (работы) надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах (работах), об их исполнителе.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещенийв многоквартирных домах и жилых домах», содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора и т.д.).
Потребитель вправе:

•    получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

•    требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
•    требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

•    требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);
•    требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

•    принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;

•    требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Потребитель не вправе:

•    использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
•    производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;
•    самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;

•    самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;

•    осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия;
•    несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. Указанный вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
 

Как правильно оформить полис страхования от недобровольной потери работы

Люди, имеющие  кредиты или иные долговые обязательства, задумываются о том, как им подстраховаться на случай потери работы и основного дохода.

 Люди, имеющие  кредиты или иные долговые обязательства, задумываются о том, как им подстраховаться на случай потери работы и основного дохода.

Страховка от потери работы – это особый страховой продукт, который дает возможность получить денежную компенсацию в случае, если организацию, в которой человек работал, ликвидировали, или если была сокращена численность сотрудников.

Иными словами, если человек теряет работу не по своей воле, то он не оказывается совсем без средств к существованию, а получает определенную денежную сумму, которая помогает ему какое-то время продержаться на плаву и погашать все имеющиеся долговые обязательства в полной мере.
Основное условие для начала выплат – человек лишается официальной работы не по собственной вине. Выплата производится с момента потери рабочего места и до истечения срока действия страхового полиса либо до момента трудоустройства.

Чтобы оформить такую страховку, достаточно сообщить о своем желании сотруднику банка. Как правило, кредитные учреждения сотрудничают с несколькими страховыми компаниями и могут предложить на выбор несколько программ страхования.

Если заемщика не устраивают условия страховки, предложенные в банке, он может самостоятельно подобрать для себя страховую компанию и обратиться к страховщику.
Для оформления понадобится документ, удостоверяющий личность заемщика. Трудовой стаж необходимо будет подтвердить копией трудовой книжки или трудовых договоров. Также для расчета страховой суммы будет необходима справка с места работы за последние полгода.Страховку от потери работы может оформить любой гражданин в возрасте от 18 лет, имеющий общий трудовой стаж от одного года и проработавший на последнем месте работы не менее трех месяцев.
Договор страхования, как правило, заключается на определенный срок с возможным продлением до окончания срока действия кредита.

Таким образом, если в течение срока действия договора у застрахованного лица изменилось место работы или заработная плата, условия страхового договора будут пересмотрены с учетом новых обстоятельств.
Застрахованное лицо, в зависимости от условий договора, оплачивает платежи по страховке двумя способами:единовременным платежом за весь срок действия договора, ежемесячными платежами.
Но есть у программ и минусы:

•    строгие требования к клиенту, обратившемуся за оформлением полиса;

•    большое количество причин, по которым в выплате компенсации может быть отказано;
•    страховка не действует только при указании в трудовой книжке определенной причины увольнения.
Ознакомьтесь с подробными условиями страхования перед получением полиса. Они могут быть различными в зависимости от выбранного страховщика и конкретного продукта.

 

Изменения в законодательстве с 01 октября 2022 года

  1. Можно будет поставить запрет на онлайн-кредиты в банках для защиты от мошенников

Клиенты всех банков  смогут решать, какими услугами пользоваться дистанционно, а какие — отключить или ограничить, чтобы обезопасить себя от мошенников. Например, можно будет установить лимиты на онлайн-переводы и отказаться от оформления кредитов через сайт и банковское приложение.

Как именно направить заявку на запрет — в приложении, по телефону или в офисе — лучше уточнить в самом банке. Если вы обслуживаетесь в нескольких банках, то нужно будет обратиться в каждый из них по отдельности. Устанавливать и отменять ограничения можно сколько угодно раз. Оплата за эту услугу не взимается.

  1. Станет проще разобраться в условиях по вкладам

Все самые важные параметры депозита банки разместят в короткой  таблице на первой странице договора. Вы сможете сразу понять, как будут начисляться проценты, будет ли меняться ставка, на каких условиях будет продлеваться вклад, можно ли его пополнять или снимать с него деньги.

Кроме того, при открытии вклада вы получите информацию о минимальной гарантированной ставке.  Это доход, который вам точно выплатят в конце срока депозита. Банки нередко рекламируют привлекательные проценты по вкладам, но на деле оказывается, что повышенная ставка действует только первый месяц или только если вы подключите дополнительные платные сервисы.

Теперь гарантированная ставка будет указана крупным шрифтом в рамке на первой странице договора. Если вы открываете вклад онлайн, банк тоже обязан показать минимальный доход до того, как вы оформите депозит.

  1. Банки разъяснят заемщикам правила кредитных страховок

Если при оформлении кредита банк предложит заемщику полис страхования жизни и здоровья, он будет обязан дать клиенту  короткую и ясную памятку. В документе должно быть указано:

  • страхование каких рисков напрямую связано с кредитом, например влияет на ставку, а каких — нет;
  • сколько всего придется заплатить за страховку и   какую часть этой суммы составит комиссия банка;
  • кому страховая компания перечислит возмещение — банку или заемщику;
  • какие документы понадобятся, чтобы получить выплату;
  • какие случаи не считаются страховыми;
  • можно ли отказаться от страховки и сколько при этом вернут денег;
  • как изменятся условия кредита, если оформить страховку, а затем отменить ее;
  • по какому адресу отправлять заявления страховщику и банку, например об отказе от страховки и возврате части денег;
  • как бесплатно урегулировать споры со страховщиком и банком до суда.

На первой странице документа будет QR-код, который приведет на полные правила страхования.

При этом, по  указанию Банка России, некоторые условия кредитных страховок станут стандартными. Например, максимальный срок для выплаты денег клиенту составит 30 дней после того, как он передаст компании документы, подтверждающие страховой случай.

А отказать в возмещении могут, только если:

  • страховой случай наступил из-за алкогольного, наркотического или токсического отравления застрахованного;
  • клиент утаил от страховщика болезнь из списка  социально значимых;
  • человек  намеренно подстроил страховой случай;
  • застрахованный пострадал из-за военных действий или других  чрезвычайных обстоятельств.

 

Какая информация должна быть доведена до потребителя при реализации ювелирного изделия

Потребитель вправе потребовать необходимую и достоверную информацию о реализуемых продавцом (изготовителем) ювелирных изделиях (п. 1 ст. 8 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»)).

В свою очередь продавец (изготовитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о ювелирных изделиях, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 495 Гражданского кодекса РФ; п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей).

В частности, информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также об ограненных драгоценных камнях должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней (п. 47 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утв. Постановлением Правительства РФ № 2463 (далее - Правила № 2463)).

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия (п. 48 Правил № 2463). Ювелирные изделия должны иметь потребительскую упаковку (п. 50 Правил № 2463).

 

 

Насколько правомерно завышение стоимости  ремонта цифровой техники после проведения ремонта?

Как правило, после проведенной в ремонтной мастерской диагностики, с потребителями согласовывается вид необходимых ремонтных работ и предварительная, обычно, приемлемая для потребителя цена ремонта. После проведенного ремонта, нередки случаи того, что цена многократно возросла. Должен ли потребитель соглашаться с завышенной стоимостью или это ущемляет его права?

Взаимоотношения между потребителем и исполнителем услуг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1514.

Ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию о работе предусмотрена статьей 12 Закона, согласно пункту 1 которой потребитель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за работу суммы и возмещения других убытков.

Также следует обратить внимание, что пункт 6 статьи 16 Закона запрещает выполнять исполнителю дополнительные работы, услуги за плату без согласия потребителя. В таком случае, потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату должно оформляться исполнителем в письменной форме.

 

О запрете обуславливания предоставления услуги по приему платежей за услуги ЖКХ обязательным оказанием дополнительной платной услуги

В соответствии с нормами действующего законодательства договор имущественного страхования для физических лиц носит добровольный характер.

Согласно требованиям п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») исполнитель не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на оказание одних услуг, по причине отказа потребителя в приобретении иных услуг.

Исполнитель не вправе без получения согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

За нарушение прав потребителей нормами статьи 13Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена ответственность исполнителя услуги, в части возмещения убытков, причиненных потребителю, выплате неустойки, а также за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей, а также помощь в осуществлении защиты нарушенных прав можно получить по телефонам Управления Роспотребнадзора по Орловской области: 8(4862) 41-52-52, 42-26-59, в общественной приемной Управления: г. Орел, Наугорское шоссе,2а, а также в консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области»: г. Орел, ул. Карачевская, д.56а, тел. 8(4862) 75-02-76.

Также консультацию можно получить по телефону Единого консультационного центра 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Единый консультационный центр функционирует в круглосуточном режиме, без выходных дней на русском и английском языках.

Кроме того, дополнительную информацию граждане могут получить на сайте Роспотребнадзора в государственном информационном ресурсе ГИС ЗПП по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru

 

Потребители и микрофинансовые организации: безопасность взаимодействия

Микрофинансовая организация – юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность, и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Микрофинансовая организация – юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность, и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Согласно нормам Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме с целью обеспечить потребителю возможность сделать правильный выбор. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать сведения об их основных потребительских свойствах, цене в рублях и условиях приобретения, а также о правилах оказания услуг.

Согласно Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

•    порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

•    порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
•    иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ МФО не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров.
Однако следует отметить, что к МФО, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, применяются также нормы Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (с изменениями и дополнениями). Как следует из части 16 статьи 5 указанного закона, МФО вправе уменьшить в одностороннем порядке постоянную процентную ставку, уменьшить или отменить плату за оказание услуг, предусмотренных индивидуальными условиями договора потребительского займа; уменьшить размер неустойки (штрафа, пени) или отменить ее полностью или частично, установить период, в течение которого она не взимается, либо принять решение об отказе взимать неустойку (штраф, пеню); изменить общие условия договора потребительского займа при условии, что это не повлечет за собой возникновение новых или увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ МФО не может применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, досрочно полностью или частично возвратившему МФО сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма.

 

 

Права потребителей при приобретении товаров в интернет-магазинах

Способ покупки через Интернет или другими способами, которые исключают возможность непосредственного ознакомления с приобретаемым товаром, называется дистанционным способом продажи.

Способ покупки через Интернет или другими способами, которые исключают возможность непосредственного ознакомления с приобретаемым товаром, называется дистанционным способом продажи.
Согласно требованиям Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажитовара).

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) продавца, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), цене и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара.
Согласно Правилам продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N2463, обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа либо другое (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором розничной купли-продажи.
При дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг

Участились случаи, когда продавцы (исполнители) товаров (услуг) при реализации товаров (услуг) дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки ("галочки"), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор.

Проставление в форме основного договора за страхователя автоматического согласия на заключение дополнительного договора при покупке дистанционным способом товаров (услуг) не может являться подтверждением ознакомления страхователя (потребителя) с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на заключение дополнительного договора страхования.

Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов.

Следовательно, исполнитель услуг при сдаче в аренду самоката дистанционным способом, обуславливает приобретение договора страхования, чем ущемляет права неопределенного круга потребителей

В этой связи территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск обращает внимание потребителей на внимательное заключение подобного рода договоров, а также на право потребителя отказаться от дополнительных услуг.

 

Об обязательных требованиях, предъявляемых законодательством о защите прав потребителей к оказанию услуг общественного питания

Правоотношения в сфере оказания услуг общественного питания между потребителем и исполнителем регламентируются:

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ),

Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1),

Правилами оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 (далее – Правила № 1515).

Контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к оказанию услуг общественного питания осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Основные понятия

"услуги" - услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

"порция" - определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену.

"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

"исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

"недостаток товара (работы, услуги)" - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

"существенный недостаток товара (работы, услуги)" - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

"безопасность товара (работы, услуги)" - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

 Порядок предоставления информации об исполнителе и услуге

Исполнитель обязан довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о себе, как об исполнителе, а также предлагаемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.  

 Статья 8 Закона № 2300-1, пункт 12 Правил № 1515

Потребитель имеет право требовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах.

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договора, способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке. Дополнительно может доводиться на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию о потребительских свойствах предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Статьи 9 Закона № 2300-1

Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Данная информация размещается на вывеске.

Исполнитель - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию.

 Внимание!

Требования Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (пункт 4 статьи 16):

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах (имеются исключения).

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Режим работы исполнителя 

Статья 11 Закона № 2300-1, пункт 3 Правил № 1515

Режим работы государственных, муниципальных организаций устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы организаций иных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

 Информация об услугах

Статья 10 Закона № 2300-1, пункт 9 Правил № 1515

Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено ст. 10 Закона № 2300-1, обязан довести до сведения потребителей также информацию об оказываемых услугах:

перечень услуг и условия их оказания;

наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).

Пункты 10, 11 Правил № 1515

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.

Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).

Ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге установлена положениями, предусмотренными статьёй 12 Закона № 2300-1.

 Порядок оказания услуг общественного питания

Статьи 426, 445, 786 ГК РФ, пункты 5, 13 Правил № 1515

Оказание услуг общественного питания является публичным договором. Исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.

Перечень оказываемых услуг исполнитель определяет самостоятельно. При этом перечень производимой и реализуемой им продукции общественного питания и (или) покупных товаров, соответствующих обязательным требованиям нормативных правовых актов, указывается в меню (прейскуранте) или иным способом, обеспечивающим получение информации в наглядной и доступной форме в целях правильного выбора соответствующих услуг (продукции).

Пункт 4 Правил № 1515

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пункт 6 Правил № 1515

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Пункт 8 Правил № 1515

Правила № 1515 и Закон № 2300-1 в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.

Пункт 14 Правил № 1515

При предварительном заказе на оказание услуг один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю и (или) направляется в электронном виде (если потребителем выбран указанный способ).

Статья 27 Закона № 2300-1, пункт 15 Правил № 1515

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.

Пункт 16 Правил № 1515

Исполнитель обязан оказывать услуги, качество которых согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" соответствует требованиям (если они предусмотрены) и условиям заказа.

Пункт 18 Правил № 1515

Исполнитель обязан обеспечить возможность потребителю проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения.

 К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами № 1515, применяются правила продажи товаров.

 Договор и условия договора

Пункт 3 статья 16 Закона № 2300-1, пункт 19 Правил № 1515

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах в соответствии с пунктом 9 Правил № 1515.

При этом в соответствии со статьей 16 Закона № 2300-1:

исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг;

потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Исполнитель не вправе отказывать в заключении, исполнении договора оказания услуг по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются в полном объеме.

Запрещается удовлетворение требований потребителей в отношении услуги с недостатками ставить в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуги.

Запрещается отказ в заключении договора и во внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий. При предъявлении потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, указанное требование подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня его предъявления с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования.

Исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия возлагается на исполнителя.

Исполнитель не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законом или непосредственно связана с исполнением договора.

При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в письменной форме (в том числе в форме электронного документа) исполнитель должен предоставить такую информацию в течение семи дней со дня предъявления указанного требования.

Исполнитель предоставляет информацию потребителю в той форме, в которой предъявлено требование потребителя о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, если иное не указано в этом требовании.

При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

 Статья 33 Закона № 2300-1

На выполнение услуги может быть составлена твердая или приблизительная смета.

Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.

Статья 782 ГК РФ, статья 32 Закона № 2300-1, пункт 20 Правил № 1515

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Пункт 21 Правил № 1515 За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными главой II Закона № 2300-1.

Порядок оплаты услуг общественного питания

Статья 37 Закона № 2300-1, пункт 17 Правил № 1515

Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо предложить потребителю иной порядок оплаты услуг.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в порядке и сроки, которые согласованы с исполнителем или установлены договором.

Исполнитель при расчетах за оказываемые услуги выдает потребителю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направляет кассовый чек или бланк строгой отчетности потребителю в электронной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пункт 1 статьи 16.1, статья 37 Закона № 2300-1

Исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты работ, услуг путем использования национальных платежных инструментов (платежная система «МИР»), а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Пункт 4 статьи 16.1 Закона № 23001

При оплате услуг исполнителю запрещено устанавливать в отношении одного вида услуги различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Роспотребнадзор предупреждает: недобросовестные туроператоры навязывают потребителям заключение дополнительных договоров

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск (далее – территориальный отдел) информирует потребителей туристских услуг о возможном нарушении их прав действиями некоторых туристических операторов.

Общеизвестно, что в настоящее время приобрести любой туристский продукт можно в дистанционном формате – через интернет. Бронирование туров на сайтах туроператоров осуществляется путём заполнения автоматической формы. При этом в некоторых случаях в формах бронирования уже проставлено автоматическое согласие на приобретение договора страхования от невыезда, договора медицинского страхования, от которых невозможно отказаться путем снятия. Для отказа от договора страхования потребителю предлагается дополнительно написать на адрес электронной почты туроператора после завершения бронирования.

Однако ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу граждан и юридических лиц при заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Кроме того, в силу п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» обусловливание приобретения одного товара (услуги) обязательным приобретением иных товаров (услуг), в том числе путём обязательного заключения иных договоров (от невыезда, медицинского страхования и пр.), запрещено и считается недопустимым условием договорных отношений, ущемляющим права потребителей.

Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской

деятельности в Российской Федерации» также установлена добровольность медицинского страхования туристов.

В связи с изложенным, рекомендуем вам быть внимательными при оформлении путёвок и иных туристских продуктов дистанционным способом.

 

О некоторых вопросах взыскания просроченной задолженности по кредитному договору

В соответствии со ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации в обязанности заёмщика по кредитному договору входит возврат кредитору полученной денежной суммы и уплаты процентов за пользование ею, а также предусмотренных кредитным договором иных платежей в порядке и сроки, предусмотренные таким договором.

Однако в жизни нередко возникают случаи, когда заёмщик в силу тех или иных причин не может вовремя внести платеж по кредиту.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», информация о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности.

Статьей 14 указанного Федерального закона предусмотрено право кредитора потребовать досрочного возврата оставшейся суммы потребительского кредита (займа) вместе с причитающимися процентами и (или) расторжения договора потребительского кредита (займа) в случае нарушения заемщиком условий договора потребительского кредита (займа) в отношении сроков возврата сумм основного долга и (или) уплаты процентов.

Указанное право возникает у кредитора если заёмщик не платит более чем шестьдесят календарных дней в течение последних ста восьмидесяти календарных дней. При этом в указанное количество дней просрочки входит общая(суммарная) сумма календарных дней в течение последних 180 дней.

Требование о досрочном погашении кредита направляется кредитором способом, предусмотренным договором. В требовании должен быть установлен разумный срок возврата оставшейся суммы потребительского кредита (займа), который не может быть менее чем тридцать календарных дней с момента направления кредитором уведомления.

Если заёмщик брал краткосрочный кредит менее чем на шестьдесят календарных дней, то кредитор вправе потребовать досрочного возврата оставшейся суммы потребительского кредита (займа) вместе с причитающимися процентами или расторжения договора если просрочка платежей составила более чем десять календарных дней. В этом случае, в соответствующем требовании кредитора установленный срок возврата оставшейся суммы потребительского кредита (займа) не может быть менее чем десять календарных дней с момента направления кредитором уведомления.

В случае неисполнения заемщиком требования кредитора в указанные сроки, кредитор вправе предъявить требования к должнику в судебном порядке.

При удовлетворении судом иска банка с должника как правило помимо оставшейся и просроченной задолженности, неустойки, взыскиваются также судебные расходы кредитора и уплаченная им государственная пошлина.

Зачастую, требования кредитора о взыскании долга рассматриваются в порядке приказного производства (глава 11 ГПК РФ) по результатам которого, мировым судьей выносится судебный приказ. При этом, требования кредитора в порядке приказного производства рассматриваются судьей единолично без вызова сторон в суд. Максимальная сумма долга, который можно взыскивать по судебному приказу — 500 тысяч рублей.

В связи с изложенным, должник нередко узнает о факте вынесения судебного приказа о принудительном взыскании задолженности по кредитному договору уже в ходе исполнительного производства от судебных приставов.

Лицо, в отношении которого вынесен судебный приказ, в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить в суд, его вынесший, возражения относительно его исполнения.

В соответствии со ст. 129 ГПК РФ судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения.

В соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, судья должен в пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа высылать его копию должнику. Если должник не получал судебный приказ по почте и узнал, например, о существовании такого приказа от судебного пристава, он может заявить в суд ходатайство о восстановлении срока на подачу возражений.

Соответственно, в случае если у потребителя имеются возражения относительно размера взыскиваемой суммы, или самого факта взыскания имеет смысл подать возражения на судебный приказ.

Отмена судебного приказа не лишает права банка на взыскание задолженности в порядке искового производства, однако, в таком случае, у должника появляется возможность возражать против размера предъявленной задолженности, просить суд об уменьшении неустойки, оспорить правомерность взимания комиссий и иных дополнительных платежей по кредиту, тем самым уменьшив сумму долга, ходатайствовать о рассрочке или отсрочке уплаты задолженности.

 

О чем может свидетельствовать резкий запах детской игрущки

Резкий запах от игрушек может свидетельствовать о выделении в воздушную среду компонентов, используемых при их изготовлении, например, стиролы, формальдегиды, дибутилфталат и другие вещества в зависимости от материалов изделий.

Отслаивающаяся краска может свидетельствовать и о несоблюдении технологии изготовителем, нарушений условий хранения (низкая температура, высокая влажность).

Яркие цвета игрушек не являются нарушением, если на продукцию представлены сертификаты соответствия.

Лучше всего покупать игрушки в специализированных магазинах с хорошей репутацией.

Выбирая игру или игрушку, обратите внимание на маркировку. Маркировка должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации.

Покупая игрушки, не забудьте забрать у продавца товарно-кассовый чек!

 Приятных Вам покупок!

 

Как вернуть или обменять сотовый телефон?

Вернуть или обменять сотовый телефон с недостатками можно, обратившись к продавцу, а при отказе удовлетворить требования - в Роспотребнадзор или суд. При этом порядок возврата (обмена) телефона зависит от того, сколько времени прошло с момента его приобретения.

Сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями, относятся к группе технически сложных товаров. Возврат или обмен телефона, не обладающего указанными характеристиками, при обнаружении в нем недостатков осуществляется по общим правилам возврата некачественного товара.

Рассмотрим условия и порядок возврата или обмена сотового телефона в случае обнаружения в нем недостатков.

Обратите внимание! Телефон надлежащего качества, на который установлен гарантийный срок не менее года, обменять на аналогичный телефон нельзя. При соблюдении определенных условий можно вернуть, в частности, качественный телефон, купленный дистанционно.

Возврат или обмен телефона в течение 15 дней со дня его покупки

В отношении технически сложных товаров установлены особые правила их возврата или обмена в случае обнаружения недостатков

Обнаружив недостатки в приобретенном сотовом телефоне (независимо от существенности недостатков), вы вправе вернуть его продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на телефон этой же марки (модели, артикула) или на такой же телефон другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

15-дневный срок, в течение которого вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы независимо от того, является ли обнаруженный в нем недостаток существенным, исчисляется со дня, следующего за днем передачи товара.

Возврат или обмен телефона по истечении 15 дней со дня его покупки

По истечении указанного срока требования о возврате или обмене сотового телефона подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев :

1.               нарушены установленные сроки устранения недостатков товара;

2.               невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков;

3.               обнаружен существенный недостаток товара (например, прекращение работы программного обеспечения по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования).

При этом наличие возможности устранить недостаток технически сложного товара само по себе не означает, что такой недостаток не является существенным недостатком товара.

Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно (в том числе выявленные более одного раза различные недостатки), или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В случаях, когда установленный на телефон гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки вы обнаружили по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, вы вправе предъявить продавцу (изготовителю) требование о возврате или обмене телефона. Для этого вам необходимо доказать, что недостатки телефона возникли до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента.

При выявлении существенных недостатков вы вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном их устранении, если докажете, что они возникли до передачи вам телефона или по причинам, возникшим до этого момента. При этом недостатки должны быть обнаружены вами по истечении двух лет со дня передачи вам телефона, но в течение установленного срока службы или в течение 10 лет со дня передачи вам телефона (если срок службы не установлен). Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней или обнаруженный недостаток является неустранимым, вы вправе потребовать заменить телефон или возвратить его.

Защита прав потребителя при отказе продавца удовлетворить его требования

Органом, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор.

Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы можете обратиться с жалобой в территориальный орган Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор вправе, в частности, вынести предписание об устранении выявленных нарушений, а также в установленных случаях привлечь продавца к ответственности за нарушение прав потребителя.

Вы также вправе обратиться за судебной защитой своих прав, подав исковое заявление по месту вашего жительства (пребывания), адресу ответчика (продавца) либо по месту заключения договора купли-продажи. Также подсудность может определяться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности.

В случае удовлетворения ваших денежных требований, которые не были удовлетворены продавцом до подачи иска в суд, с него будет взыскан в вашу пользу штраф в размере 50% от присужденной вам суммы.

 

 

Права и обязанности потребителей при поверке и установке индивидуальных приборов учета водопотребления

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).

Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Из содержания указанной нормы Федерального закона следует, что опломбирование приборов учета производится без взимания платы.

Установка пломб на индивидуальные приборы учета производится перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию и не предполагает взимания платы при вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Данный нормативный правовой акт регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы.

Из пунктов 80-81 Правил следует, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно пункту 81 Правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных указанных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Действующее законодательство не предусматривает возмездного оказания услуг по опломбированию приборов учета. Указанные действия не обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах ресурсоснабжающей организации с целью контроля несанкционированного доступа к приборам учета.

По вопросу поверки приборов учета разъясняем, что поверка приборов учета проводится за счет владельцев приборов.

Установленные в домах или квартирах индивидуальные приборы учета горячего или холодного водоснабжения (счетчики воды) нуждаются в периодической поверке и ком­петентном подтверждении их пригодности к дальнейшему применению в качестве прибора учета.

Поверка счетчиков - обязанность их владельцев.

Конкретный срок поверки прибора учета указывается в паспорте. В паспорте также указывается срок службы прибора.

Срок поверки и срок службы - это разные правовые понятия. При этом, сроки службы водяных счетчиков и периоды их поверки указаны в документах, прилагающихся к приборам учета.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулирует поверку приборов учета.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

 

Типы банковских кредитов

Кредиты можно разделить по:   видам заемщиков (компании, банки, физические лица);    

  • размерам;  
  • срокам (кратко-, средне- и долгосрочные);   
  • обеспечению (требующие или не требующие залога); 
  • методам погашения (долями или единовременно); 
  • целям;  
  • видам процентных ставок (плавающие или фиксированные, с процентными каникулами или без).

Это, далеко не полный список. Но есть несколько самых опасных для заемщика параметров:

 Валюта кредита

    Как правило, кредиты в иностранной валюте (доллар, евро, фунт, франк) имеют процентные ставки намного ниже, чем рублевые.
    Но дешевый ипотечный кредит на 20 лет в швейцарских франках привлекателен только в том случае, если вы работаете в российском представительстве швейцарской компании, выплативающей вам зарплату в этой валюте и подписавши с вами трудовой контракт на 20 лет. Если же вы получаете рублевую зарплату, то курсовые колебания на протяжении кредитного срока обязательно вас неприятно удивят. И, скорее всего, не единожды. Падение курса рубля к франку в 2–3 раза во столько же раз увеличит ваши платежи по кредиту. А если они и до этого составляли, скажем, 35% ваших доходов, то для выплаты кредита потребуется реструктуризация. На нее банки идут очень неохотно, и с высокой вероятностью в этом сценарии вам придется расстаться с заложенной по кредиту недвижимостью.

 Виды процентных ставок

    Обычно ставка устанавливается на весь срок действия кредита. Но бывают и плавающие ставки, привязанные к меняющейся ставке кредитов, по которой банки кредитуют друг друга в России (МосПрайм), на Лондонской бирже (Libor) или в Европе (Euribor). Как правило, в этом случае проценты по кредиту ниже. Но заемщик принимает на себя дополнительный риск: если финансовая система окажется в кризисе, как в 2008–2009 годах, плавающие ставки могут сильно вырасти.

 Залог

    Кредиты могут выдаваться под залог (приобретаемая недвижимость или автомобиль) или без залога – потребительские кредиты в узком смысле слова. Иногда банки называют потребительские кредиты «кредитами на неотложные нужды». Они выдаются на меньший срок и под более высокие процентные ставки.

 Кредитные карты и карты с овердрафтом 

    Формально это разные инструменты, но для потребителя они очень схожи, так как оба дают возможность тратить больше денег, чем имеется на банковском счете. У таких карт почти всегда есть лимит, на погашение овердрафта автоматически направляются зачисленные на текущий счет средства. Если возникла просрочка, деньги идут сначала на уплату комиссии за овердрафт и только потом на проценты по нему и погашение основной суммы долга. У разных карт разных банков могут быть разные условия и «подводные камни». При этом банки часто предоставляют льготный период, в течение которого не начисляются проценты за использование кредита, этим можно выгодно пользоваться. Нужно обязательно, причем, очень внимательно, прочитать договор и разобраться в нем, чтобы не переплачивать лишнее за пользование кредитными средствами.

 Экспресс-кредиты

    Решения о выдаче таких кредитов банк принимает почти моментально. Как правило, они выдаются в местах покупок – например, при приобретении бытовой техники, мебели, пластиковых окон или туристической путевки. Банк получает минимум информации о заемщике, иногда только паспортные данные. Поэтому при выдаче таких кредитов его риски наиболее высоки, и у таких кредитов самые высокие процентные ставки. В итоге вы можете заплатить за товар гораздо больше, чем заплатили бы без использования кредита.  

 

Не кредит и не рассрочка: что такое BNPL?

В последнее время онлайн-магазины всё чаще зазывают покупателей предложениями «купи сейчас, плати потом». Выглядит это довольно соблазнительно, не нужно платить сразу всю сумму, не нужно подписывать кредитный договор и платить проценты. Мы решили разобраться, что такое BNPL-сервисы и какие есть нюансы работы с ними.

Что такое BNPL?

BNPL (buy now pay later) переводится с английского так: покупай сейчас, плати потом. Покупка через BNPL-сервисы происходит по следующему принципу:

  1. Человек заходит на сайт или в приложение интернет-магазина, выбирает товар и отправляет его в корзину.
  2. В качестве способа оплаты следует указать BNPL-сервис или «платить частями». Такая возможность покупки доступна не на всех торговых площадках.
  3. В случае одобрения сделки провайдером с карты списывается часть денег.
  4. Покупатель получает товар.
  5. Затем в течение оговоренного срока с карты списываются оставшиеся платежи.   

Сумма может быть разбита как на одинаковые, так и на разные платежи. Например, четыре платежа по 25%, либо 60% сразу и по 20% – в последующие два платежа. Условия определяет компания-провайдер, которая внедрила концепцию BNPL. Такие сервисы есть, например, у Сбера, Тинькофф Банка и Яндекса.  

Воспользоваться такой услугой может только полностью дееспособный покупатель, т.е. покупатель, которому исполнилось 18 лет. Если  товар, оформленный через BNPL-сервисы, по каким-либо причинам не подошел, то его можно вернуть на общих условиях.

Пример: Жительница Челябинска Ольга Д. на одном крупном маркетплейсе решила купить кроссовки стоимостью 12 000 рублей. По условиям сервиса 6 000 рублей она заплатила сразу и ещё столько же потом тремя равными частями по 2 000 рублей.

Торговым площадкам продажа по такой схеме выгодна, поскольку так удается привлечь больше покупателей и увеличить средний чек. Компаниям и банкам, которые внедрили BNPL-сервисы, тоже выгодно – ритейлеры им платят за услуги 3-5% с каждой подобной операции. Кроме того, провайдеры собирают штрафы, если были нарушены сроки оплаты.

В чём отличие от рассрочки?

Крупные торговые площадки часто завлекают клиентов программами типа «0-0-12», где:

  • 0% первоначальный взнос
  • 0% годовых
  • 12 месяцев – период, в течение которого производятся выплаты.

По сути, рассрочка – это тот же кредитный продукт. В нем задействованы три стороны: покупатель, продавец и банк. К примеру, цена отпаривателя 12 000 рублей. Покупатель оформляет рассрочку и платит каждый месяц по 1 000 рублей.

Для покупателя переплаты нет, поскольку он согласился с ценой в 12 тысяч рублей. Продавцу тоже выгодно – он изначально хотел продать отпариватель, скажем, за 10 тысяч рублей. Банк же на услуге заработал 2 тысячи рублей. 

Есть также вариант рассрочки без участия банка, когда магазин заключает с клиентом договор напрямую. Однако такие предложения на рынке встречаются крайне редко.

Концепция BNPL похожа на первую схему, однако вместо банка расплачивается за покупателя компания-провайдер. Например, у «Яндекса» это ООО «Яндекс.Сплит», у Тинькофф банка – ООО «ТКС», а у Сбербанка – ООО «Центр новых финансовых сервисов». Кроме того, в случае оплаты частями через сервисы BNPL не требуется заключение кредитного договора.

Совершая покупку с помощью BNPL-сервиса, клиент автоматически соглашается на все условия. Важно внимательно читать договор и лишь после этого оформлять сделку. Если вместо компании-провайдера в соглашении будет указана, например, какая-нибудь МФО (микрофинансовая организация), это должно насторожить, поскольку это уже кредит – возможны процентные платежи, а информация о неоплате попадет в бюро кредитных историй (БКИ).

Минусы BNPL-сервисов

Опасность BNPL-сервисов заключается в том, что увеличиваются шансы совершить необдуманную покупку, о которой впоследствии можно пожалеть. Например, купить дорогое платье, влюбившись в фасон, надеть его всего один раз, а затем еще полгода за него расплачиваться.   

Есть люди, которым остановиться в покупках бывает непросто. В случае использования услуги «плати частями» это может быть опасно для кошелька. Платеж в 1 000 рублей кажется вполне посильным, однако если совершить несколько покупок, не оценив риски, то можно набрать долгов, обслуживать которые будет непросто.

Если вовремя не заплатить какую-то часть, будет начислена пеня. Ее размер у всех провайдеров разный, и этот момент следует уточнить перед покупкой.

Угрозу таких сервисов видят в Банке России. Поскольку это не кредитный продукт, компания-провайдер не обязана извещать о такой сделке бюро кредитных историй (БКИ). Это значит, что BNPL-покупки не отражаются на кредитном рейтинге заемщика. Соответственно банк при одобрении, например, ипотечного кредита, не может взвешенно оценить долговую нагрузку и соответственно платежеспособность заявителя.

 

Приобретая жилье в строящемся доме, внимательно читаем условия договора

Основные права гражданина – участника долевого строительства определены Федеральным законом от 30.12.2004 N214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). При этом к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином – участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Основные права гражданина – участника долевого строительства определены Федеральным законом от 30.12.2004 N214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). При этом к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином – участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами или с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом или иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Договор может быть заключен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Условия договора должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора. Договор, заключенный в нарушение данного требования, может быть признан судом недействительным только по иску участника долевого строительства, заключившего такой договор.
Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта долевого строительства до его передачи участнику долевого строительства несет застройщик. В случае смерти гражданина – участника долевого строительства его права и обязанности по договору переходят к наследникам, если федеральным законом не предусмотрено иное. Застройщик не вправе отказать таким наследникам во вступлении в договор.

Согласно п. 1 ст.6 Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об участии в долевом строительстве» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства. В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Еслиучастником долевого строительства является гражданин, то размер неустойки уплачивается застройщиком в двойном размере (п. 2 ст. 6 Закона №214-ФЗ).
В случае если строительство многоквартирного дома или иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.

 

Заключаем договор с риэлтерским агентством: правила поведения клиента

Предметом договора таких услуг является оказание исполнителем помощи в подготовке документов, поиск объекта недвижимости с целью использования его заказчиком на основании договора купли-продажи, аренды, субаренды и т.д. Договор об оказании риэлтерских услуг является подвидом договора возмездного оказания услуг, где исполнитель обязуется в срок оказать услугу (выполнить работу), а заказчик – принять и оплатить оказанную услугу (выполненную работу). Таким образом, на деятельность риэлтерскихфирм распространяются требования Гражданского Кодекса РФ.

Предметом договора таких услуг является оказание исполнителем помощи в подготовке документов, поиск объекта недвижимости с целью использования его заказчиком на основании договора купли-продажи, аренды, субаренды и т.д. Договор об оказании риэлтерских услуг является подвидом договора возмездного оказания услуг, где исполнитель обязуется в срок оказать услугу (выполнить работу), а заказчик – принять и оплатить оказанную услугу (выполненную работу). Таким образом, на деятельность риэлтерскихфирм распространяются требования Гражданского Кодекса РФ.
Если в отношениях об оказании риэлтерскихуслуг выступает гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то он является потребителем и такие отношения регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Согласно положениям ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» юридическое лицо обязано довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. Исполнитель – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» при оказаниириэлтерских услуг исполнитель должен своевременно (до заключения договора) довести до потребителя полную, необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых услугах (перечень, вид, стоимость и т.д.).

В договоре должны быть точно и полно прописаны конкретные виды услуг, обязанность оказания которых возлагается на риэлтерские агентства, а также пределы полномочий риэлтерскихагентств в представлении интересов заказчика в его отношениях с третьими лицами.
Исполнитель риэлтерских услуг обязан оказать услуги в срок, установленный договором. В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ если исполнитель нарушил срок оказания услуг, потребитель вправе:
•    назначить риэлтерскихновый срок;

•    поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от риэлтерскогоагентства возмещения понесенных расходов (ст. 397 Гражданского кодекса);

•    потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

•    отказаться от исполнения договора.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Кроме того, при отказе потребителя от исполнения договора риэлтерское агентствоне вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных на оказание услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу (п. 4 ст. 28 Закона РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ в случае нарушения установленных сроков оказания услуги или назначенных потребителем на основании рассмотренного выше п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей новых сроков риэлтерское агентство обязано уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены оказания услуги.
Исполнитель также не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

О деятельности платежных агентов

Деятельность по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В соответствии со ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

•    адрес места приема платежей;

•    наименование и место нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

•    наименование поставщика;

•    реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;
•    размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;
•    способ подачи претензий;

•    номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

•    адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (ст. 5 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

В случае невозможности разрешить возникший имущественный спор в добровольном порядке в соответствии со ст. 11 ГК РФ потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в судебные органы.

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна