О проведении горячей линии в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск

О девизе Всемирного дня прав потребителей в 2020 году

В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов. Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленных на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».

Напомним, что на 16-ом заседании Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ 26 сентября 2019 года Роспотребнадзором впервые было обращено повышенное внимание на проблематику обеспечения защиты прав потребителей в контексте достижения Целей устойчивого развития. В этой связи на данном заседании был подробно освещен вклад Федеральной службы в достижение таких национальных целей как повышение качества питьевой воды, повышение качества пищевой продукции и продвижение идей рационального потребления пищевой продукции, как важнейшей составляющей укрепления здоровья. Все материалы заседания опубликованы на сайте Роспотребнадзора.

Заинтересованные лица также могут ознакомиться со справочной брошюрой Всемирной организации потребителей (Consumers International) по проблемам рационального потребления, перевод на русский язык которой произведен Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). 

 

О проведении горячей линии в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск

            Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск повторно информирует о том, что 15 марта 2020 года международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей с 11.03.2020г. по 25.03.2020г. территориальным отделом по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика проводится «горячая линии» посвященные Всемирному дню защиты прав потребителей по телефонам 78-44-19, 77-06-92.

Дополнительно сообщаем, что за консультационной помощью по защите прав потребителей и составлением проектов претензий и исковых заявлений можно обратиться в консультационный центр по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашия в г.Новочебоксарск» по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика и по телефону (8-835) 78-23-44.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск проводится личный прием заявителей по вопросам в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, входящих в компетенцию территориального отдела. Предварительная запись на личный прием осуществляется в приемной начальника территориального отдела в рабочие дни с 09.00 до 18.00 (обеденный перерыв с 12.00 до 12.45) по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика или по тел.77-06-92.

 

Прием граждан в администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 13.03.2020г. с 14 часов 00 мин. до 15 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в администрации г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 14 будет проводиться прием граждан по вопросам  защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Прием граждан в администрации Чебоксарского района Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 12.03.2020г. с 11 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в администрации Чебоксарского района по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п.Кугеси, ул.Шоссейная, д.15 будет проводиться прием граждан по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Прием граждан в администрации Моргаушского  района Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 10.03.2020г. в 13 часов 00 мин. до 14 час. 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск в администрации Моргаушского района по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул.Мира, д.6 будет проводиться прием граждан по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Прием граждан в АУ «Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг» города Новочебоксарск Чувашской Республики  

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 11.03.2020г. с 10 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в АУ «Многофукционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг»  г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 107 будет проводиться прием граждан по вопросам  защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

 

Прием граждан в МАУ «Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Моргаушского района Чувашской Республики  

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 10.03.2020г. с 10 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в АУ «Многофукционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг»  г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 107 будет проводиться прием граждан по вопросам  защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Усилия для решения проблем климатического кризиса и утраты биоразнообразия

Нам нужны решительные действия для преодоления глобальных кризисов изменения климата и утраты биоразнообразия. Для этого необходимо сократить выбросы парниковых газов, количество отходов и снизить потребление ресурсов во всех секторах. Как потребительское движение мы можем внести в общее дело свой вклад, сосредоточив усилия на тех секторах, в которых потребители являются конечными пользователями, в которых создаются новые законодательные рамки, а также в тех секторах, где у организаций потребителей имеются опыт, знания, силы и пространство для осуществления действий – в первую очередь это энергетика и продовольствие. Именно здесь движение потребителей способно оказать наибольшее влияние. Данный справочный материал посвящен роли потребителей в инициировании изменений и оказании помощи в создании более устойчивой циркулярной модели потребления.

В настоящее время мы заперты в рамках экономической модели, которая базируется на применении углеводородного топлива и образует огромное количество отходов, в рамках которой развитие и рост связаны с использованием ресурсов. Всем нам жизненно важно изменить глобальную модель потребления. Но сделать это нужно таким образом, чтобы обеспечить, а не подорвать прогресс в решении проблем нищеты, голода, неравенства, плохого здравоохранения и недостатка жилья. Указанные проблемы наносят существенный ущерб народам всех стран мира и наиболее остро ощущаются в странах южного полушария, где вопросы изменения климата оказывает особенно сильное негативное влияние.

Лидеры стран всего мира объединили усилия для решениях проблем климатического кризиса и утраты биоразнообразия. Наиболее важными из этих глобальных обязательств являются:

- Climate goals (Paris 2015) | Климатические цели | (Париж, 2015) – Парижское соглашение направлено на то, чтобы не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете в текущем столетии более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С.

- Sustainable Development Goals 2030 (SDGs) | Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР)

– Представляют собой амбициозный пакет из 17 глобальных целей на период до 2030 года, устанавливающие новую парадигму экономического и социального развития, включая множество целей, связанных с решением экологических проблемам. Однако, по прогнозам, человечество не сможет достичь всех целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения. Чтобы избежать этого, нам требуются быстрые, многосторонние действия и интенсивные глобальные усилия. Что такое устойчивое потребление?

Устойчивое потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Устойчивое потребление не только поможет нам сохранить планету для будущих поколений, но принесет близкие выгоды в более близкой перспективе. Так, помощь людям в отказе от использования некачественного, небезопасного топлива из биомассы принесет пользу не только окружающей среде, но и здоровью людей.

Переход к более устойчивой экономической модели может происходить справедливым или несправедливым образом. Мы считаем, что наряду с сохранением наших основных природных ресурсов любой переходный процесс также должен обеспечивать социальную справедливость, права человека и его потребности. Любая будущая система должна предлагать справедливые цены, безопасные и высококачественные товары, открытый доступ, уважение человеческого достоинства и конфиденциальности, как это предусмотрено основными правами и потребностями потребителей. Любые несправедливые механизмы, нечестные меры поощрения или наказания должны быть исключены из такой системы. Напротив, необходимо привлекать и мотивировать потребителей, делая выбор устойчивой рациональной модели потребления простым и доступным. Если мы не выполним этих условий, увеличатся риски появления ответной негативной реакции на усилия по обеспечению устойчивости потребления, а потребители останутся в стороне.

Если бы все жили так, как живет среднестатистический житель Западной Европы, нам потребовались бы ресурсы трех таких планет, как наша. А для обеспечения каждому уровня жизни американца потребовалось бы уже пять таких планет. Поскольку располагаемые доходы людей в странах с развивающимися экономиками растут, наблюдается рост спроса на потребительские товары, что требует дополнительных ресурсов планеты. Всемирный день экологического долга, то

есть день, в который мы потребляем все ресурсы планеты за год, каждый раз отмечается все раньше и раньше. В 2019 году этот день пришелся уже на 29 июля. Каждый из нас должен не только снизить потребление, но и изменить сам его способ.

 

ПЕРЕХОД К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЗКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ

Решением проблемы чрезмерного потребления является переход к модели циркулярной  экономики. Это означает отказ от модели «забрать, изготовить, выбросить» к модели, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Это в свою очередь означает более эффективное использование меньшего количества ресурсов, а также разработку и производство изделий, которые можно ремонтировать, использовать повторно или переделывать. Такая модель поможет затормозить изменение климата и обратить вспять процесс утраты биоразнообразия. Уже сегодня есть несколько положительных примеров компаний, принявших эту модель на вооружение. Так, Timberland выпускает обувь из переработанных шин, DyeCoo разработала не требующий воды и применения каких-либо химических веществ, кроме самих красителей, способ окрашивания тканей.

 

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

          Люди во всем мире начинают понимать всю серьезность экологического кризиса и воспринимают его сегодня как одну из основных угроз для своих стран, причем значительно возросшую с 2013 года. Потребители являются важным компонентом любой системы производства и потребления и имеют решающее значение для успеха любых изменений. Выбор, который мы делаем как потребители, дает нам возможность влиять на мир вокруг нас и способствовать изменениям. К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся, в частности: выбор используемых ими продуктов и услуг; то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла; то, как потребители добиваются изменения системы, например, цепочек поставок или регулирования. Тем не менее, даже будучи очень мощной экономической группой в рамках действующей модели, потребители не всегда в состоянии повлиять на систему в необходимых масштабах. Понимание и раскрытие потенциала потребителей повлиять на систему в большей степени поможет в более быстром осуществлении значительных изменений.

Система – это все составляющие индустрии, от производства и розничной торговли до потребления и утилизации, включая все взаимосвязи между различными элементами и совокупность всех процессов в целом.

1. Выбор, который мы делаем

Спрос на устойчивые продукты растет, особенно среди молодых потребителей. Глобальные исследования показали, что 66% потребителей заявляют о своей готовности платить больше за бренды, предлагающие устойчивые товары. Однако, различные исследования показывают, что в реальности покупки устойчивых продуктов составляют всего 20-30% (см. здесь и здесь). Как правило, выбор устойчивых продуктов оказывается для потребителей делом непростым, требующим от них определенных усилий на изучение вопроса и поиск надлежащего товара, изменения характера своего поведения как потребителя и больших трат.

Однако выбор потребителя может повлиять на систему и без фактических покупок. Требуя улучшения инфраструктуры для устойчивых покупок, мы тем самым можем стимулировать дальнейшее распространение устойчивых продуктов. Так, если вы покупаете воду в многоразовой таре, вы можете призвать свои местные органы управления или компанию-поставщика предоставить вам бесплатную воду для ее наполнения. Там, где бесплатная вода становится доступной в большем количестве мест, все больше людей предпочитают покупать воду в многоразовых бутылках. Так потребители становятся мощным фактором циркулярной экономики.

Барьеры для потребителей, выбирающих устойчивую модель потребления, должны быть устранены – путем расширения доступа, повышение экономической доступности, улучшения потребительских качеств устойчивых товаров и иными способами.

 

Как потребители пользуются продуктами и услугами

Доступ к энергии является одним из ключевых факторов инклюзивного роста, однако производство и использование энергии одновременно является одним из основных факторов, способствующих росту выбросов парниковых газов и изменению климата. Во многих менее экономически развитых частях мира потребители не имеют доступа к энергии, в Африке доступ к ней имеют немногим более 40%, а в мире около трех миллиардов человек зависят от топливных пожаров, наносящих ущерб здоровью. Критические вопросы включают в себя неопределенность поставок энергии и цен, особенно в местах, сильно зависящих от импорта энергоносителей, или там, где существует риск экстремальных погодных условий. Тем не менее, доля возобновляемых источников энергии растет (7,9% в 2018 г.) - треть мировых энергетических мощностей в настоящее время базируется на возобновляемых источниках энергии. Однако переход на возобновляемые источники энергии может стать сложной задачей для потребителей.

Потребители должны иметь более легкий доступ к безопасной, устойчивой и доступной по цене энергии, иметь четкую информацию о способах снижения энергопотребления. Членская организация из Йемена проводила кампанию за безопасное использование солнечных энергосистем в качестве решения энергетических проблем, с которыми сталкиваются потребители, особенно во время конфликта в стране.

Членская организация из Нидерландов Consumentenbond управляет энергетическим коллективом, в котором потребители объединяются для получения большей власти на переговорах с энергетическими компаниями. Компании участвуют в тендере на ведение коллективного бизнеса, при этом выигравший поставщик обязуется поставлять 100% европейской "зеленой" энергии.

 

Продукты питания

              Вклад продовольственных систем в общемировые выбросы парниковых газов составляет до 37%. Производство продуктов питания, особенно животноводство, приводит к высокому энергопотреблению, вырубке лесов, увеличению выбросов парниковых газов и чрезмерному использованию воды. 60% нашего пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду. Сельское хозяйство и земледелие внесло свою лепту в значительное сокращение биоразнообразия почвы и генетического разнообразия сельскохозяйственных культур и видов скота. Из 6000 видов растений, выращиваемых для производства продуктов питания, только на девять из них приходятся 66 процентов глобального производства сельскохозяйственных культур. Указанные проблемы еще более усугубляются тем фактом, что к 2030 году планета должна будет прокормить дополнительно еще один миллиард человек.

Потребители могут сыграть здесь свою роль, потребляя сезонные продукты местного производства и снизив потребление продуктов животного происхождения, а также покупая продукты питания у производителей, применяющих более устойчивые методы. В частности, растительная диета сокращает использование земель на 76% по сравнению с употреблением в пищу мяса, поэтому замена потребляемого мяса альтернативными источниками белка является одним из способов обеспечения большей устойчивости. Тем не менее, потребление мяса в некоторых регионах мира растет – в Азии к 2050 году этот рост составит по прогнозам 78% (хотя даже этот рост лишь приблизит уровень потребления мяса к текущему уровню потребления в Северной Америке).

 

Как потребители утилизируют/повторно используют товары

В среднем каждый человек генерирует 0,74 кг отходов в день, что примерно равно весу двух полных тарелок. Страны с высокими доходами (16% населения мира) производят 34% отходов.Ожидается, что к 2050 году количество мировых отходов вырастет до 3,4 млрд. тонн, то есть в два раза больше, чем рост населения за этот же период. 30% – 40% всех производимых в мире продуктов питания портятся или выбрасываются. В общемировом масштабе было переработано только 9% всего когда-либо произведенного пластика, 79% этого пластика находится на свалках или в окружающей среде, и 12% сожжено.

Каждый год генерируется 50 миллионов тонн электронных отходов. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 120 млн. тонн. Электронные отходы выделяют высокотоксичные химические вещества, воздействующие как непосредственно на место их хранения, так и на осуществляющих их переработку людей. Не так давно исследователи обнаружили, что яйца кур из района Агбогблоши в столице Ганы Аккре, где жители разбивают электронный лом, чтобы извлечь из него металлы, содержат, среди прочих вредных веществ, диоксиды хлора, в 220 раз превышающие ПДК Европейского агентства по безопасности продуктов питания. Если бы мы более эффективно обращались с нашими электронными отходами, мы бы не только избавились от существенного загрязнителя окружающей среды, но смогли бы извлечь из отработавших свое устройств существенные материальные ценности, составляющие в общемировом масштабе 62,5 миллиарда долларов.

«Трудно представить себе даже 50 миллионов тонн. Для сравнения, по весу это эквивалентно 4500 Эйфелевым башням, которых достаточно для покрытия территории размером с Манхэттен – и этот электронный лом мы производим всего за год».

 

Призыв к переменам

73% потребителей заявляют о своей твердой готовности изменить свои привычки потребления для снижения воздействия на окружающую среду. Однако на этом пути существует ряд барьеров – цены, доступ, информационная перегрузка. Потребители могут призывать к ликвидации этих барьеров, требовать большей прозрачности цепочек поставок, лоббировать принятие государствами соответствующих законов или стимулов для внедрения наилучших практик. Потребители уже проявляют высокую активность в вопросах защиты окружающей среды – это климатические забастовки и бойкотирование не придерживающихся принципов устойчивого потребления брендов. У всего этого есть огромный потенциал дальнейшего развития.

ЧТО НУЖНО ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Чтобы иметь возможность осуществить собственный экологический выбор, который всем нам нужно сделать, потребителям необходимы доступ и информация. Должна присутствовать соответствующая инфраструктура, отвечающая обязательствам, которые принимают на себя потребители. Устойчивое потребление должно стать простым и легким выбором.

Нам всем необходимо работать над тем, чтобы избежать путаницы в отношении того, как совершать покупки устойчивых товаров. Для этого необходимо, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными, до того как они предоставят потребителям ясную и надежную информацию, определяющую их выбор.

Впереди нас ждут серьезные вызовы, и, чтобы справиться с ними, нам понадобятся новые технологии. Вот лишь несколько примеров того, как технологии могут поддержать переход к более устойчивому и рациональному потреблению:

- Создание выращиваемых в лабораторных условиях или растительных альтернатив мяса;

- Интеллектуальные счетчики энергии для мониторинга индивидуального и общегородского потребления энергии

-  Электромобили

-  Датчики IoT, помогающие энергетическим компаниям снижать выбросы (и одновременно бороться с потерями товарного газа.

 

 

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Защита прав потребителей и движение потребителей могут сыграть важную роль в построении более устойчивого мира. Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Принципы защиты интересов потребителей, в том виде, в котором они определены ООН, также могут быть полезным инструментом обеспечения более справедливого перехода к устойчивой, циркулярной модели экономики. Некоторые из этих принципов прямо указывают на устойчивое потребление, другие имеют критически важное значение с точки зрения достижения ЦУР и реализации подходов циркулярной экономики.

-  Доступ к основным товарам и услугам

-  Защита уязвимых и обездоленных потребителей

-  Защита от угроз здоровью и безопасности

-  Продвижение и защита экономических интересов потребителей

-  Доступ к достоверной и полной информации, позволяющей сделать осознанный выбор

-  Просвещение потребителей, в том числе по вопросам в части экологических, социальных и экономических последствиях выбора потребителей

-  Наличие эффективных механизмов урегулирования споров и выплат компенсаций

- Свобода создания групп и организаций потребителей и представления их взглядов при принятии решений

- Продвижение рациональных моделей потребления

- Защита в электронной коммерции в степени, не меньшей чем в других формах торговли

- Защита конфиденциальности и глобальный свободный поток информации

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Правление и Совет Всемирной организации потребителей выбрали тему «Рациональный потребитель» в качестве темы Всемирного дня прав потребителей 2020 года. Всемирный день прав потребителей будет посвящен преимущественно вовлечению и расширению прав и возможностей потребителей в отношении осуществления ими выбора устойчивого потребления, необходимого для достижения целей в области устойчивого развития. Мы хотим ликвидировать недопонимание и путаницу в вопросах устойчивости и способствовать тому, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными – это предпосылки для уверенного выбора потребителями устойчивого потребления.

 

О возможности вернуть часть платы за страховку при расторжении кредитного договора.

В связи с поступлением в Роспотребнадзор большого количества обращений потребителей финансовых услуг, в которых указывается на отказ страховых компаний расторгнуть договор страхования при досрочном погашении кредита (в тех случаях, когда кредит и страховка были связаны в единый комплекс услуг), обращаем внимание как измениться указанная ситуация с 1 сентября 2020 года.

Погасил кредит досрочно – верни страховку.

В конце 2019 года был приняты поправки к законодательству о потребительском кредитовании, которые предоставят потребителю возможность вернуть часть денежных средств, потраченных на страховку.

(Справочно: Федеральный закон от 27.12.2019 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и статью 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости), вступающий в законную силу с 01.09.2020, и Федеральный закон от 27.12.2019 № 489-ФЗ «О внесении изменения в статью 958 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», вступающий в силу с 26.06.2020).

Так, с 1 сентября 2020 года страховая компания должна будет вернуть часть страховой премии заемщику, который досрочно полностью погасит потребительский кредит или заем, при соблюдении следующих условий:

- заемщик выступает страхователем по договору добровольного страхования, который обеспечивает исполнение кредитных или заемных обязательств;

- заемщик подал заявление о возврате части премии;

- отсутствуют события с признаками страхового случая.

Это означает, что вернуть можно будет часть страховки за период, когда необходимость в страховании уже отпала в связи с возвратом кредита (займа). Страховая компания (или уполномоченные ей лица) должны будут вернуть денежные средства потребителю в течение семи рабочих дней со дня получения заявления. Если заемщик был застрахован через банк, то деньги должен будет вернуть именно банк. Нововведения не будут распространяться на те договоры, которые были заключены до 1 сентября 2020 года. Также изменения затронули и Гражданский кодекс Российской Федерации, так как его действующая редакция, в частности статья 958, не предполагает возврата страховой премии в таких случаях.

 

Что делать потребителям, которые заключили кредитный договор со страхованием до 1 сентября 2020 года.

В правоприменительной практике по вопросу возврата уплаченной страховой премии при досрочном погашении кредита, сложившейся в 2019 году, выработаны следующие подходы. Возможность возврата части уже внесенной оплаты по договору страхования зависит от того, как был определен размер страховой суммы (суммы выплат при наступлении страхового события) в договоре. Если он равен долгу по кредиту и уменьшается вместе с его погашением, потребитель может вернуть часть оплаченной страховки. Если страховая сумма от остатка по кредиту не зависит, потребитель не может требовать возврата денег за страховку при расторжении договора страхования.

Справочно: см. Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 № 16-КГ18-55; Апелляционное определение Московского городского суда от 28.06.2016 по делу № 33-19693/2016).

 

 

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна